Хороший маркетолог - плохой маркетолог

У меня есть знакомые, которые не делят маркетологов на хороших и плохих, для них весь маркетинг это надувательство, а все маркетологи шарлатаны.
Знаете почему они так думают? Просто все они пытались начать свой бизнес и заказали анализ рынка в каких-то компаниях обещающих - “Самый качественный и подробный анализ рынка для начинающих бизнесменов”. Нет нужды говорить, что анализ им не помог и прогорели их начинания в интервале от полугода до года.

Если уважаемый читатель сейчас негодует на тему - Нехорошие аферисты, обманули честных бизнесменов, испортили репутацию честным маркетологам, то спешу заверить, компании предложившие свои услуги по анализу рынка выполнили поставленные перед ними задачи в полном объеме. Все было предельно честно и цифры полученные бизнесменами были очень точны.
Так что же случилось? А случилось вот что - одно дело владеть информацией, а совсем другое уметь ее применить.

Предположим я прийду к среднестатистической домохозяйке в гости и дам ей в руки график биржевых движений на будущую неделю.
Это же мечта, это фантастика, это миллионы и миллиарды, в воздухе сразу запахло деньгами. Что сделает домохозяйка с этими данными? Как она их использует? Заработает ли она миллионы? Мне почему-то кажется, что для нее это будет просто бумажка с цифрами и никаких миллионов она не заработает. Эта информация бесценна. Вы согласны? Но бесценна она только на протяжении недели и только для ограниченного круга людей. Только для тех кто сумеет этой информацией воспользоваться.

Тоже самое случилось с моими знакомыми. Не сумев воспользоваться информацией они отреагировали со свойственным большинству людей подходом. Они обвинили во всем некомпетентных “шарлатанов-маркетологов” но даже на секунду не задумались о том, что проблема в них самих. Почему я вообще решил, что проблема была в бизнесменах, а не в маркетологах? А потому, что я видел договора с поставленными задачами, видел отчеты о проделанной работе и графики оценивающие ситуацию на рынке. В реальности это все довольно скучно и долго. Но те кто умеет видеть скрытое или вычленять только необходимый результат, те могут сократить время и по паре строчек и паре графиков увидеть картину целиком.

Так что же такого было в отчетах? Фактически в отчетах говорилось о том, что на таком-то и таком-то рынках практически отсутствует конкуренция. В сжатой форме это самая точная оценка.
Так что же помешало бизнесменам занять рыночную нишу в которой нет конкуренции?

А хотите анекдот?

Решил один менеджер среднего звена занятся инвестициями в акции.
Посмотрел свежие котировки, приценился и решил купить акции стоимостью 1 цент.
Позвонил брокеру, сделал заявку и брокер купил ему какое-то количество акций.
Менеджер рассуждал так - Если акции вырастут, то я заработаю, а если компания обанкротиться, то я потеряю совсем немного.
Прошло пару месяцев, менеджер целыми днями следил за биржевыми котировками, постоянно звонил брокеру и надоедал ему просьбами поделиться ситуацией на рынке.
И в один прекрасный день, в самом конце рабочего дня акции вдруг выросли до четырех центов за штуку.
Менеджер схватил телефонную трубку и быстро набрал номер брокера.
Он уже не мог сдерживаться и закричал - Быстрее продавайте акции, они выросли в цене.
На что брокер уставшим голосом ответил - Кому?

Вот такой вот биржевой анекдот.

Почему я его вспомнил? Просто абсолютно такая же ситуация была у вышеописанных бизнесменов. Они не учли один немаловажный нюанс. Отсутствие конкуренции еще не означает привлекательность рыночной ниши. Да, конкурентов нет. Но задайтесь вопросом - А почему их нет? Может быть потому, что эта рыночная ниша не нужна потребителю? А вовсе не потому, что ты самый умный и “первым придумал”. Люди забыли задаться вопросом - Кому продавать?

Еще могу добавить, что наше естественное желание сэкономить может сыграть очень злую шутку.
Некоторые фирмы занимающиеся маркетинговыми исследованиями предлагают несколько видов исследований.
Один, более дешевый, предусматривает анализ по сегментам, но все выводы предоставляется делать заказчику.
И другой, намного более дорогой, предусматривает не просто анализ но и исследование заинтересованности рынком потребителем, исследование работы конкурентных структур, и самое главное заключительные резюме(выжимки) с рекомендациями, по тем или иным нюансам.

Самое удивительно, что люди больше заказывают первый вариант.
А происходит это не только из-за жадности или экономности. Среднестатистический человек лишь с очень большим трудом может признать, что он в чем-то некомпетентнее других.
Т.е. заказывая первый вариант исследований рынка человек рассуждает примерно следующим образом:
Пусть нудную статистическую работу проведет вот эта вот фирма, а уж дальше я сам разберусь.

Такой подход может быть оправдан только в одном случае, если бизнесмен подготовлен на должном уровне. Если круг его знаний не ограничен только его бизнесом. Необходимы познания в психологии, рынках, маркетинге, рекламе и еще много в чем.
Если брать количественные факторы, то таких бизнесменов единицы. Но, как я уже сказал, признать себя некомпетентным в каком-то вопросе тоже могут единицы. Вот и получается, что чаще пеняют на других чем признают свои ошибки.

Однако у любой медали есть две стороны, бывает и так, что фирма проводящая маркетинговые исследования проводит политику страуса. Например фирма предлагает только первый вариант исследований рынка, но не берет на себя ответственность за советы и резюме. Мол наша хата с краю. Мы Вам исследования и делайте с ними что хотите.
Я бы в такую контору не обратился, такое поведение означает сомнение в собственных силах. А если фирма сомневается в себе, то она фактически предоставляет непрофессиональные услуги. Как можно платить профессионалу, если он сам себе боится заплатить?

Вот такая ситуация.

А теперь мое резюме:

1. Жадность порождает бедность.
2. Признать чужой профессионализм могут только сильные и уверенные в себе люди.
3. Владение информацией не обозначает автоматическое извлечение из нее прибыли.
4. Нельзя вести дела с теми, кто сам с собой боится вести дела.

Всем удачи.

Для желающих подписаться на ленту RSS существует специальная ссылка или получайте статьи на свой e-mail.

Для желающих узнать, что я читал и отметил для себя, публикую список:
1. Всё больше веб мастеров предпочитают ставить на своих сайтах Google AdSense
2. Блоги — ЛЫТДЫБР, или Источник дохода?
3. Мавроди Знаний

© Поляков Валентин. Рынок оптимизации.

Узнайте секреты успешных предпринимателей

* Обязательно для заполнения
Вас интересуют

1873 человека уже получили доступ  к фишкам, секретам, кейсам и рекомендациям по увеличению прибыли из интернета.
Попробуйте, отказаться можно в любой момент!

Всего комментариев: 6

  • Андрей К.

    Пример про домохозяйку очень напомнил суть характера товарища Лебедева (и еще миллион таких же гуру ;)) - он почему то упорно хочет, чтобы все были дизайнерами))

  • Валентин Поляков

    Андрей, да уж. Но что поделать, человек всегда сравнивает других с собой, причем автоматически. Лебедев не исключение, а если взять тот факт, что слава ему немного вскружила голову… ;)

  • Олег Шевцов

    Хорошо хоть не “мёртвый маркетолог”. Все хотят чтобы были такие как он ( ну это абстрактно конечно )…..то есть считали его профессию самой главной.

  • Валентин Поляков

    Олег Шевцов, да уж, хорошо. :)

  • блоггер из Воронежа

    Интересно конечно, но вопросы есть:
    1 - как тогда выбрать маркетинговую компанию ? если дешево это плохо.. , хотя дорого это тоде не всегда хорошо.
    2 - как проверять отчет компании? нельзя же полностью довериться?

  • Валентин Поляков

    блоггер из Воронежа, дело вовсе не в дорого/дешево. Вопрос в компетентности, как заказчика, так и фирмы проводящей маркетинговую кампанию. Каждый случай уникальный. Проверить же отчет компании можно у независимых экспертов. Но вообще-то желательно держать в штате маркетолога, который и будет контролировать процесс и отчетность. Если один маркетолог не справится с исследованиями, а он не справится, то проконтролировать процесс он вполне сможет.

Оставить комментарий

Add to Technorati Favorites Add to Technorati Favorites