Бывают люди, которым знание латыни не мешает все-таки быть ослами. - М. Сервантес
Кроме высшего образования надо иметь хотя бы среднюю сообразительность. - Н. Леонов
Образование ума не прибавляет. - А. Солженицын
Университет развивает все способности, в том числе и глупость. - А. Чехов
Так нужно ли учиться? Нужен ли кусочек картона под названием Диплом?
Мое мнение - Да нужно. Нужно знать и уметь общепринятые вещи. Нужно говорить на “одном языке” со специалистами.
Заменяет ли образование практический опыт? Нет, даже десяток дипломов не сделает человека умнее, сообразительнее и более восприимчивым к рынку.
Авторов цитат, которые я привел выше, никто не может назвать глупцами. Так где подвох? Все очень просто, не нужно воспринимать буквально житейские афоризмы. Если человек получил диплом зазубривая все предметы на 5, то это вовсе не значит, что он станет хорошим специалистом в своей специальности.
Как-то, во время посиделок в пабе, я говорил со своим знакомым, работающим в крупной государственной компании, его должность - Глава отдела IT. Мой знакомый целый вечер жаловался, мол присылают студентов на собеседования, а с ними невозможно разговаривать, много гонору, а толку мало.
Говорит - Пришел один, рекомендации от преподавателей, красивый сияющий диплом с наилучшими оценками. Прошел собеседование на ура, сделал тестовые задания (алгоритмы и классы), расписал на бумаге все от А до Я.
Вобщем посадили его писать программный код, а он два дня просидел и всего пол-страницы кода, причем преимущественно бред.
Что же случилось с круглым отличником? Ответ прост, у него нулевой опыт работы в реальных условиях. И дело вовсе не в недостатках системы образования. Если человек не учится новому сам, то никто не будет делать это вместо него. Одно дело зубрить предметы и совсем другое дело думать головой. И еще один важный фактор - личный интерес, если человек любит свое дело, то и получаться у него всего будет гораздо лучше чем у человека который работает сцепив зубы.
В гуманитарных науках, например в маркетинге, все еще хуже. Если не идет, значит не идет.Спасительную идею или нужный креатив не научат делать никакие дипломы и институты.
Откуда брать опыт? Кто-то работает за гроши, кого-то устраивают по знакомству (плохая практика), кто-то идет в фрилансеры.
Самые смелые начинают собственный бизнес.
Но как стать специалистом? Только методом проб и ошибок. Нужно уметь не зацикливаться на неудачах и уметь впитывать новую информацию.
Кто-то смеется над семинарами и учебниками по маркетингу. Кто-то перечитывает сотни книг вынося из каждой рациональное зерно.
Для меня более приемлем второй вариант. Лучше я прочитаю книгу на тысячу страниц, пусть полезной информации там всего-то страниц десять, чем буду сидеть и рассказывать как все плохо вокруг и почему наглые маркетологи навязывают свое мнение. ;)
Отдельный разговор о наемных работниках и владельцах своего бизнеса. Есть люди которых устраивает работа на кого-то, есть яркие индивидуалисты, которые органически не приемлют начальство, для них любое распоряжение сверху превращается в пытку.
Есть такие кто всю жизнь работает по найму и постоянно ноет, о том что все вокруг дураки, а он один умный, просто ему не дают развернуться. Вобщем разные люди, разные мнения, разные подходы.
Что лучше, каждый решает сам, но знания и хватка в нужной области необходимы и наемным рабочим и владельцу крупного бизнеса. А где получать знания в принципе неважно. Гораздо важнее уметь применять их на практике.
Как вывод: Все зависит от желания человека, образование это плюс, но не критичный фактор. Гораздо важнее умение самообучаться и любовь к выбранной профессии.
Яркий пример успешного человека который недолюбливал теоретиков - Соитиро Хонда.
Вот и все на сегодня, хотите подписаться на RSS или на e-mail? Подписывайтесь смело. ;)
P.S. Что я читал сегодня:
Оригинальное - Блогосфера проголосовала за Жириновского!
Полезное - Чего стоит опасаться аффилейт маркетологам
Мнение - Артём Майнас о контекстной рекламе
Заработок? - Как Зарабатывать (Серьезные) Бабки На Рассылке Пресс-Релизов
Еще мнение, про США - Рассказ про Павлика, Эдичку и пацаненка Зёму
Креатиффно - Здесь!
© Поляков Валентин. Рынок оптимизации.
“А где получать знания в принципе неважно. Гораздо важнее уметь применять их на практике.”
С этими двумя предложениями согласна на все 100%, ведь не столь важно сколько у тебя корочек лежит на полке, а гораздо важнее как ты можешь применять свои знания на практике, вот что главное!
А я вот учусь в ВУЗе и частенько думаю, надо оно мне или нет? Или можно было бы это время провести более продуктивно?..
Алексей Качаев, я когда учился, то думал - А нафига половина предметов которые мы учим?
Когда я закончил учебу, то осознал, что эти предметы плод больного воображения преподавательского состава которому тоже хочется кушать. )))
Но смысл в другом, учиться нужно, нельзя допускать, чтобы учеба сделала из тебя человека с сознанием наемного рабочего.
И к сожалению действительность такова, что человека зачастую оценивают не по его знаниям, а по наличию диплома. С этим конечно можно бороться, но зачем? Закончи учебу и если хочется большего, заведи свой бизнес. Сделай стартап.
У учебы есть еще один большой плюс, это обрастание связями. Сейчас это не очевидный факт, но через несколько лет после окончания ВУЗа он проявится со страшной силой. Уж поверь. ;)
А я так и не закончил учёбу :(
syschel, тебе это мешает жить и работать? ;)
Валентин Поляков, даже и не знаю. Я никогда не работал если мне не нравилась профессия. А достигнув потолка, я как правило уходил, чаще менял не только фирму, но и профессию.
Труднее всего было работать с “отличниками интститутниками”. Как правило, мне приходилось их увольнять. Ибо люди свято верят, что имея корочки института, они очень хорошие специалисты. Что на практике никогда не подтверждалась. Да и удел таких людей был как правило “у меня есть планка и выше её расти не обязательно, мне обязаны дать рост”.
Для себя вынес только одно с учёбы: “способность к самообразования”. В учёбе никогда не любил теорию, любил практику. Я не любил заучивать правила, я любил их понимать и потом применять. Но нашим преподавателям, чаще нужно было именно то, чтобы знали на изусть теорию. Поэтому решал всегда первым и без ошибок, но теорию валил на ура. :)
Вроде бы выше тут говорилось про то, что учёба порой убивает личность. Когда вдалбливают ненужные знания, ненужные правила и мало дают возможность для самореализации.
К примеру, по вышке я никогда не сдавал теорию, не любил её учить. Но всегда решал всё правильно. Притом токо в 50% случаев, я использовал те формулы которые нам давали. Чаще свои в голове рождались и с ними я быстрее всё решал. Сколько не спорили с преподавателями, всегда сводилось к тому что: “Ты обязан использовать только то, что давно придумано другими и не имеешь права городить своего. Твоё ошибочно и не правильно.”. А учёбу не закончил только потому что не ходил. Быстро терял интерес. слиб посещал, то корочки былиб.
На данный момент, из всех с кем я учился. Только такие же личности-троешники как я, добились в жизни многого и интересного им. Остальные, если не брать папеньких сынков, максимум до старших менеджеров в средних компаниях. Притом большинство не довольно своей работой, своими доходами, своей жизнью.
>Я никогда не работал если мне не нравилась профессия.
Адостигнув потолка, я как правило уходил, чаще менял не только
фирму, но и профессию.
Очень знакомо. :)
>Вроде бы выше тут говорилось про то, что учёба порой убивает личность.
Когда вдалбливают ненужные знания, ненужные правила
и мало дают возможность для самореализации.
Скорее не учеба, а существующая система образования.
По существу со всем согласен. Либо человек реализует себя, свои желания и стремления, либо он реализуется как наемный рабочий и его просто эксплуатируют.
>Скорее не учеба, а существующая система образования.
Поля не вспаханы, машины не собраны, дома не построены. Стране нужна рабсила. По этому и обучают именно рабсилу. Даже будущих руководителей учат быть рабами системы. Ну а личности, это те немногие, которые увидели свою волну и пошли на встречу ей.
:-)
syschel, что тут скажешь. Все так и есть.
Да, обладатель трех высших образований - скорее всего - проиграет в конкурентной борьбе за рабочее место по отдельно взятой специальности с человеком, который только эту специальность и знает (и как правило имеет больший практический опыт).
Так, несколько образований, как правило, для того и получают, что бы не учавствовать в подобной конкуренции, а искать свое применение на стыке всех полученных знаний. Как правило - это штучные специалисты, это прекрасные работники ревизионных служб и служб безопасности, и сам бог велел - им быть прекрасными управленцами.
Знания - лишними не бывают. И правильно было замечено выше, что наличие тех или иных корочек - дает полное право на равных говорить (или хотя бы понимать) специалистов в той области, в которой ты и сам обучался и получил данные корочки.
Давайте упростим ситуацию.
Вы прекрасно овладели набором практических навыков.
Вы замечательно вкалачиваете сваи (ну это так упрощенно о освоенной вами специальности).
Вы не производите эти сваи, не продаете их и не покупаете, вы не вникаете во что вгоняете эти сваи, вам пофиг на то - какие нагрузки будут выдерживать эти сваи и на то как долго они простоят. И больше всего - вам пофиг на все сваечное поле (которое не вы проектировали и не вы расчитывали) - НО ПРИ ЭТОМ - И ВЫ НЕ ПРЕВЗАЙДЕННЫЙ СПЕЦИАЛИСТ В СВОЕЙ ОБЛАСТИ (ВЫ ВЕЛИКОЛЕПНО ВКАЛАЧИВАЕТЕ СВАИ)- И ПРЕОБРЕЛИ ВСЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ ПО ВКАЛАЧИВАНИЮ СВАЙ, КОТОРЫЕ ТОЛЬКО МОЖНО ПРИОБРЕСТИ В ЭТОМ МИРЕ!!!!
Удачи ВАМ - ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ ВКАЛАЧИВАТЕЛЬ СВАЙ с непревзойденными практическими навыками.
Ваша жизнь удалась - вы не зря появились на свет.
Степан, знание естественно лишним не бывает, но не всегда обязательно получать их в университете. ) Тому есть море положительных примеров.
Ашот Георгиевич, как-то Вы все немного извратили, но если уж Вы пошли по пути упрощения, то почему не пошли до конца?
Давайте продолжим?
Если человек не просто ВКАЛАЧИВАТЕЛЬ СВАЙ, а действительно непревзойденный специалист, то он имеет один единственный, но очень существенный плюс, по отношению ко всем теоретикам вместе взятым. Он может диктовать условия.
Хотите пример из жизни? Запросто, у моего знакомого в фирме работают несколько сотрудников, один из них очень хороший менеджер по продажам, с высшим образованием, второй слесарь, имеющий восемь классов за плечами и 30 лет стажа. Так вот слесарю за последние пол-года три раза повышали зарплату(по его требованию), поскольку его работу не выполнит никто и он это осознает, а менеджер по продажам сидит и не рыпается, поскольку его работу выполнят сотни других специалистов. К слову, зарплата слесаря превышает зарплату менеджера в три раза.
То же самое с ВКАЛАЧИВАТЕЛЕМ СВАЙ, если есть свая которую может вколотить только он то все теоретики, даже с десятью высшими образованиями, без него не обойдутся.
А вообще-то я писал совсем не об этом. )
Уважаемый Валентин Поляков
Позвольте с Вами, в некоторых моментах, не согласиться.
Знания действительно можно получать где угодно (кроме Высших учебных заведений).
Но эти знания будут не полными и вряд ли пойдут в сравление с теми знаниями, которые дают (или пытаются дать) в ВУЗе.
Даже закончив ВУЗ с красным дипломом - специалист получает лишь базовые начальные знания, которые позволят ему, при помощи тех же практических навыков, которые он будет получать уже всю оставшуюся жизнь, применять данные знания на своем рабочем месте.
Самообразование, или другая форма получения знаний - всегда будет более узконаправленна, что не всегда плохо, но всегда будет отдавать ограниченностью.
Ашот Георгиевич, правильно заметил - что, от тоски, сдохнуть можно, всю жизнь механически выполняя то что когда то освоил, пусть даже и досканально.
И хорошо, если, как Вы говорите, есть возможность диктовать свои условия и быть высокооплачиваемым работником.
Но жизнь показывает, что это не всегда так.
Ведь как не крути - а именно в Высших учебных заведениях, самая большая концентрация знаний по интересующему Вас направлению. Я бы рассматривал ВУЗ - просто как более качественную книгу, по которой можно самообучаться.
С глубочайшим уважением,
Степан
Степан, спасибо за комментарий. Я так и не понял с чем Вы не согласны, как не согласен Ашот Георгиевич. Перечитал свою статью еще раз и не увидел нигде призывов не получать образование. Даже наоборот. ;)
Цитата:
Так нужно ли учиться? Нужен ли кусочек картона под названием Диплом?
Мое мнение - Да нужно.
В статье говорится совсем не об этом. Просто слово “специалист” не равно, автоматически, слову “диплом”.
Есть масса примеров из жизни когда люди без диплома добивались успеха и наоборот, когда масса людей с дипломом живут полунищенской жизнью только потому, что их гордость не позволяет признать себя плохим специалистом или взяться за работу не по специальности - Как!?! Я филолог с красным дипломом буду работать каким-то…(дальше по вкусу).
И еще статья о том, что никакая теория не сравниться с практикой, можно выводить гениальные формулы но человеческий фактор перечеркнет всю теорию.
Еще пример из жизни. Мой однокурсник закончил обучение с красным дипломом, он был просто гений теории, более того его взяли на работу в Майкрософт без опыта работы(неслабо, да?).
Через пол-года его с позором выгнали, да еще и написали такое увольнительное письмо, что его ни одна уважающая себя компания не возьмет на работу. Он банально не смог на практике применить все свои знания. Его красный диплом, полученный в результате зубрежки не помог ему даже обучаться работе в компании, не говоря уже о практическом применении “знаний”.
Вобщем большая просьба. Не ищите в моей статье то, чего там нет. ;)
Стандартная статья, стандарные взгляды… Не комментировал, если бы не: Господа, а почему бы не отвлечься от всем так полюбившейся связки “работник-работодатель”? А самообразование Вам никак, а? Те кто учатся всю жизнь не ради понта, а для познания истины (особенно экономической сферы деятельности человечества) давно поняли, что есть масса уникальных возможностей не заботиться о финансировании собственных изысканий посредством непосредственной работы на постороннего дядю. Причём тут работодатели? Не берут, ну и не надо, справляются без них. Вот те кто учился, что называется, ради корочки и мыслит в стандартах среднестатистического обывателя, что дипломы нужны обязательно, чтобы блеснуть оными перед работодателям, как правило, бывают разочарованы. Работодателю нужны тихие, послушные биороботы не интересующиеся ничем, кроме своей работы (японская система менеджмента рулит :). В большинстве случаев, вообще не нужны ни ВУЗы, ни средне-специальные заведения так, как в обязанности впервые работающего сотрудника входят, как правило, то, что может выполнить старательный школьник, иногда тугодум, но главное, чтобы он был старательный, с умением читать-писать и “знать компьютерную грамоту”. А дальше, со временем, и он научиться “сверять дебет с кредитом”, устраивать яркие пиар-акции и толкать товар незадачливым покупателям. Старание (мотивация) творит чудеса. Высшее образование в России, по моему мнению, необходимо рассматривать под несколько другим углом зрения, иначе скатимся к чисто североамериканской системе плактон-раб-менегер-инвестор, растеряем лучшие достижения отечества. Хотя плюсы есть и у них, надо не упустить, но действовать разумно. Так, что пока честные труженники, горбатятся с утра до вечера и офигевают от часто навязанных вопросов типа “куда катится страна, пора закупать макароны” и повсеместным жеванием темы “что же будет с рублём?”, в стане мечталелей и философов с темя высшими образованиями ютится тишина и спокойствие, им (извините) пох на всё это, ибо они заранее знали сценарии и приняли соответствующие меры, а сами философы и мечтатели с беззаботными душами полными вдохновением ходят поют песни, радуются жизни, совершают непонятные с точки зрения простого обывателя телодвижения и поступки. Плевать они хотели на мнения работодателей, а если не плевать по каким-то причинам, они знают, что делать, чтобы достичь поставленной цели. Меньше знаешь, шустрее вкалываешь. :))
[…] подробно можно прочитать в статье - Личный опыт или три высших образования? Там же можно оставить гневный комментарий. […]